Щойно закінчила
«Листи незнайомці» Андре Моруа.
Вражає, як чоловік з такою делікатністю і точністю може
говорити про жінок, ба більше, повчати їх.
Ніколи дидактична проза не була
настільки цікавою.
Погоджуюсь, деякі
речі для сучасної жінки будуть звучати занадто банально, чи як щось застаріле
(іноді хотітиметься навіть перейменувати книгу на щось на кшталт «Кніга для
благародних дівіц, ілі Как паступать в разних жизнєнних сітуациях»), але
в цілому звідти можна почерпнути чимало по-справжньому корисних штук, які,
можливо, і стануть у нагоді.
Найкрутіше те, що всі свої поради Андре Моруа писав у віці 71
року. Сімдесят одного року! Може, саме
тому в них стільки спокою, стільки досвіду і виваженості. Сподіваюсь, що і я в
свої 71 буду мисли так само тверезо і створю щось насправді вартісне, а не
просто ганятиму курей десь в селі за містом біля маленької (але затишної) халупи
і сваритимусь на сусідку, яка знов тихцем вкрала мою кукурудзу.
Незнайомка, якій адресовано «листи», як на мене не що інше,
як збірний жіночий образ. Андре Моруа називає її молодесенькою, хоча, як на
мене, вона не має віку, поза ним. Він розповідає їй про прикрості/радощі, які
можуть трапитись як на початку, так і наприкінці життя. Кому, скажіть, цікаво
буде слухати нісенітниці про подружнє життя в старості? Але, Андре Моруа,
дядечко завбачливий. Воно, мовляв, все згодиться.
Загалом читати всім, особливо дівчаткам/жіночкам. Бо іноді
величезні істини і відкриття ховаються в звичайнісіньких листах до незнайомок.
Чоловікам читати, щоб знати про природу жіночих хитрощів,
жіночу психологію. Та і просто для саморозвитку.
“...Наш кумир должен иметь и ножки, и все остальное, ибо мы устаем от созерцания безтелесной богини.
“Чтобы понравиться другим нужно говорить с ними о том, что приятно им и что занимает их, уклоняться от споров о придметах маловажных, редко задавать вопросы и ни в коем случае не дать заподозрить что можно быть разумней чем они.
...А что занимает их? Они же сами.
“Ничто так не выводит из себя, как агресивность женщины. Амазонок обжествляют, но не обожают.
“Другой спсоб понравиться — лесно отзываться о людях. Если им это перескажут — это досавит им удовольствие и они в ответ почувствуют к вам расположение.
“Никогда не говорите о себе ничего дурного. Это сделают ваши друзья.
“Так уж созданы многие представители рода человеческого, что они легко привыкают быть любимыми и не слишком дорожат чувством, в котором черезсчур уверены.
“Мы избавим своих детей от тяжелых переживаний, если будем все время помнить о том, что они обладают обостренным любопытством и гораздо впечатлительнее нас.
“В этой завистливой стране казаться смешным ― единственный безопасный способ прославиться.
“Быть требовательным ― значит заинтересовывать людей.
“Вы спрашиваете меня, как пишутся романы? Если бы я знал это, сударыня, я бы их не писал.
“Человеческая способность подправлять судьбу коренится прежде всего в том, как мы реагируем на события.
“Искусство вечно, а жизнь коротка.
“Тот, кто любит, отбрасывает на другого свет своего внутреннего "я" и надеется увидеть отблеск этого света. Подлинная любовь связует двоих, и надо уметь ставить другого превыше себя.
“...Разве любить не означает все больше дорожить тем, что мало-помалу утрачивает ценность?
“...Нет драмы в любви. И лишь в отсутствии любви таится драма.
“Влюбленного мужчину не оторвать от его избранницы, плохо о ней отзываясь. Она кажется ему очаровательной; если вы скажете ему, что это не так, он решит, что не оньобманывается, а вы не умеете смотреть правде в глаза, а главное — не хотите этого делать, ибо чертовски ревнивы.
“Можно любить хорошее вино, но зачем постоянно прополаскивать им рот.
“Он полагал, что тот, кто не способен сразу же отыскать нужную страницу, не знает автора.
“А как следует читать? Если книга нас захватывает, то в первый раз мы читаем ее быстро и увлеченно. Мы просто глотаем страницы. Но в дальнейшем (а хорошую книгу читают и перечитывают много раз) нужно читать с карандашом или пером в руке. Ничто так не формирует вкус и верность суждений, как привычка выписывать понравившийся отрывок или отмечать глубокую мысль. Нужно дать себе слово ничего не пропускать при чтении писателей, которых по-настоящему ценишь.
“Весьма эффективный метод чтения ― "звездообразный": читатель расширяет круг интересов, двигаясь в разных направлениях — как бы по лучам звезды — от основной книги или сюжета. Пример: я читаю Пруста и восторгаюсь им. Углубляясь в его книги, я узнаю, что сам Пруст восторгался Рескиным, Жорж Санд. Приступаю к Рескину и Санд: то, что такой читатель, как Пруст, находил хорошим, не может оставить равнодушным и меня.
“...Есть три рецепта против бессонницы. Первый: воспоминания о различных эпизодах моего детства или отрочества. Они прогоняют навязчивую идею, ибо события, породившие ее, произошли позднее, чем те, которые я воскрешаю в памяти, и не вписываются в рамки прошлого. Но чтобы приковать все внимание к этим эпизодам, нужно большое упорство.
Второй способ — сосредоточенно наблюдать за световыми пятнами, которые всегда возникают перед глазами, если смежить веки, и стараться узнавать в их очертаниях людей или предметы. Через какое-то время эти образы навевают сон. Вот вы и сдвинулись с мертвой точки.
Третий способ — самый простой — попросить у вашего врача что-нибудь усыпляющее. Таблетка снотворного куда менее опасна, чем бессонница. Словом, никогда не позволяйте навязчивой идее овладевать вами. Она сведет вас с ума.
“...Грех заключается не в уходе женщины от нелюбимого человека к любимому, а в жизни с тем, кого она не любит, даже если это ее муж.
“Чем дольше он (человек. ― Ред.) живет, тем сильнее сожалеет о том, мимо чего когда-то прошел, испытав чувство неприятия.
“Сцена — излюбленное оружие женщины. Она позволяет им разом, путём короткой эмоциональной вспышки, полной негодования, добиться того, о чем бы они в спокойном состоянии тщетно просили целые месяцы и годы.
...Меньше сцен, сударыня, но с большим блеском!
“Редки те, кому ни разу в жизни не выпало счастья, но еще более редки те, кто сумел его сохранить.
“Лень проявяется в беспристанном взвешивании всех за и против, ибо пока раздумываешь, все возможности представляются равноценными. Нужно уметь ошибаться, падать и не удивлятся при этом.
“Счастье не во внешнх событиях, оно в сердцах тех, кого они затрагивают.
“Источник любви скорее в нас, нежели в любимом.
“Великая сила женщин ― в их отсутствии.
“Недостаточно принимать людей такими, каковы они есть; надо желать их такими — вот суть подлинной любви.
“...Счастье именно в том и состоит, чтобы не желать перемен в тех, кого любишь.
“Ничто не имеет для нас цены, если это нельзя разделить с тем, кто любит нас.
“Пока близкие нам люди живы, мы обращаемся с ними неровно ― то со вниманием, то с невольным раздражением. Мы любим их, но их недостатки нам надоедают и нередко затрудняют жизнь. У нас есть свои прихоти и желания, и, если нам становится очевидно, что они идут вразрез с желаниями тех, кто нас любит, мы вступаем в сделку со своей совестью. "Разумеется, ― говорим мы себе, ― он (или она) будет страдать, но не могу же я постоянно приносить себя в жертву. К тому же я заглажу эту пустяковую обиду, высказав в другой раз побольше нежности".
“Строя подобные расчеты, мы упускаем из виду смерть. Но она является в свой срок, и уже ничего не исправить. Тогда-то и наступает время раскаяния. Смерть заставляет нас забыть слабости тех, кто ушел навсегда, оставив нам только запоздалые сожаления...
Література в книзі:
- Эмиль Анрио «Все вот-вот кончится»;
- Гийом Аполлинер «Нежная, как воспоминание»;
- Аристотель;
- Оноре де Бальзак «Лилиядолины», «Кузен Понс», «Обедня безбожника»;
- Морис Бэринг;
- Жерар Бауэр (Боэ);
- Камилла Бельгиз «Отзвуки тишины»
- Шарль Дюбо;
- Поль Бурже;
- Эдуард Бурже «Трудные времена»;
- Поль Валери «Письма некоторым людям»;
- Вольтер «Кандид»;
- Гегель;
- Гомер;
- Гораций;
- Теофиль Готье «Белая симфония в мажорных тонах»;
- Виктор Гюго «Так где же счастье?», «Собор Парижской богоматери»;
- Декарт;
- Чарльз Диккенс;
- Александр Дюма-отец «Антони»;
- Жубер;
- Кант;
- Редьярд Киплинг «Человек, который захотел стать королем»;
- Поль Клодель;
- Огюст Конт;
- Пьер Корнель;
- Эммануэль Лас Каз;
- Ларошфуко «Размышления, или Моральные изречения и максимы»
- Лафонтен;
- Джордж Мередит «Трагические комедианты»;
- Джон Мильтон «Самсон-борец»;
- Октав Мирбо «Письма из моей хижины»;
- Анри Монтерлан «Холостяки»;
- Мольер «Мизантроп»;
- Мопассан;
- Андре Моруа «Лелия, или Жизнь Жорж Санд», «Олимпио, или жизнь Виктора Гюго»;
- Клод Мориак;
- Проспер Мериме;
- Джордж Мур;
- Альфред де Мюссе;
- Наполеон «Беседы с Лас Казом»;
- Луджи Пиранделло;
- Жан Расин;
- Ромен Роллан;
- Ронсар «К Кассандре»
- Андре Руссен «Когда появляется ребенок»;
- Жан-Жак Руссо;
- Платон;
- Жак Превер;
- Марсель Пруст «Впоисках утраченного времени»;
- Жорж Санд;
- Джонатан Свифт;
- Сент-Бев «Золотой гвоздь»;
- Анри де Сен-Симон;
- Жорж Симеон «Грязь на снегу», «Дом Мольера»;
- Мадлен де Скюдери «Принцесса Клевская», «Астрея»;
- Софокл «Царь Эдип»;
- Спиноза;
- Фредерик Стендаль;
- Тацит;
- Морис Тэска «Симона, или Супружеское счастье»;
- Гюстав Флобер «ГоспожаБовари»;
- Анатоль Франц «Театральна история»;
- Олдос Хаксли «Прекрасный новый мир»
- Антон Чехов;
- Шатобриан;
- Филипп Эриа «Непорочный»
- Жозеф Косма;
- Моцарт;
- Манюэль Ролан;
- Жак Тибо (скрипач);
- Бетховен «Ода радости», «Фиделио», «Креицерова соната»;
- Иегуди Менухин;
- Хефциба;
- Джоаккино Россини «Севильский цирюльник».
Кіноакторки, згадані в книзі:
- Мишель Морган;
- Грета Гарбо
Немає коментарів:
Дописати коментар
прокоментуй